Самозапрет на займы. Суть внесенных в законодательство изменений
Федеральным законом от 26.02.2024 № 31-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О кредитных историях» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)».
После вступления в силу данных изменений, то есть после 1 марта 2025 года, физические лица смогут потребовать внести в свои кредитные истории сведения о запрете заключать договоры потребительского кредита или займа.
Исключением будут договоры потребительского займа (кредита), обязательства заёмщика, по которым обеспечены ипотекой и (или) залогом транспортного средства, и договоров основного образовательного кредита.
Для установления, а также снятия запрета физическое лицо вправе бесплатно любое количество раз подать соответствующие заявления во все квалифицированные бюро кредитных историй через многофункциональный центр или с использованием единого портала Государственных услуг.
В многофункциональных центрах такие обращения начнут принимать не позднее 1 сентября 2025 года.
Кредитная организация, микрофинансовая организация не ранее чем за 30 календарных дней до даты заключения договора потребительского кредита (займа) обязаны запросить во всех квалифицированных бюро кредитных историй, а квалифицированные бюро кредитных историй обязаны предоставить информацию о наличии в кредитной истории заемщика сведений о запрете либо снятии запрета.
При наличии сведений в кредитной истории заемщика о запрете, то кредитная организация, микрофинансовая организация отказывают заемщику в заключении договора потребительского кредита (займа).
Помимо этого, рассматриваемыми изменениями урегулированы процедурные вопросы, связанные с обменом сведениями, а также установлен порядок оспаривания информации, содержащейся в кредитной истории.
Несет ли исполнитель консультационных услуг ответственность за оказание некачественные услуг?
Согласно положениям Гражданского кодекса РФ, в рамках договора возмездного оказания услуг исполнитель по общему правилу не разделяет с заказчиком риск недостижения результата, ради которого заключается договор.
Между тем, Верховным судом Российской Федерации в определении от 13.02.2024 № 305-ЭС23-18507 сделан важный вывод о том, что исполнитель отвечает перед заказчиком за полезность своих действий или деятельности как таковых. В этом состоит предпринимательский риск консультанта.
В случае возникновения спора о качестве консалтинговых услуг, необходимо установить, проявил ли исполнитель заботливость и профессионализм, с какими действовал бы любой разумный консультант в подобной ситуации.
При этом Верховный суд Российской Федерации отметил, что с исполнителя можно взыскать убытки, если они возникли из-за непрофессионализма. Данные выводы касаются даже тех случаев, когда в договоре на оказание услуг есть оговорка, которая исключает или ограничивает ответственность консультанта.
Возможно ли организовать добровольную пожарную дружину?
Теперь любая организация может создать в своей структуре объектовое добровольное пожарное подразделение (ОДПП), управлять им и наделить имуществом. Ранее создание ОДПП было затруднено из-за того, что такие подразделения могли существовать исключительно в форме общественного объединения пожарной охраны. ОДПП может быть 2 видов: добровольная пожарная дружина или добровольная пожарная команда.
В состав ОДПП могут входить работники организации, а если речь идет об образовательной организации, то и обучающиеся в ней (необходимо учитывать возраст). Организация разрабатывает положение об ОДПП. Типовые положения о пожарной дружине и пожарной команде утвердило МЧС Российской Федерации. С добровольными пожарными организация заключает гражданско-правовые договоры, которые устанавливают условия участия в деятельности подразделения. Сведения об ОДПП и добровольных пожарных организация должна направить в МЧС для включения в реестры (см. порядок).
Только с момента включения в реестр работник или обучающийся получает статус добровольного пожарного.
Для более точного уяснения правового регулирования необходимо обратиться к таким источникам как: Федеральный закон от 04.08.2023 N 445-ФЗ, приказы МЧС Российской Федерации от 01.11.2023 № 1129 и от 01.11.2023 № 1130.
Какие действия вправе совершать наблюдатель?
Согласно пунктам 12, 13 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» наблюдатель вправе:
- знакомиться со списками избирателей, в том числе составленными в электронном виде, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
- находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в любое время в период, указанный в пункте 5 данной статьи (с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей);
- наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
- присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
- наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 5 данной статьи;
- обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю соответствующей избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;
- знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую направлен наблюдатель, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, прилагаемыми к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
- обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
- присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;
- производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
Наблюдатель не вправе: 1) выдавать избирателям избирательные бюллетени; 2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней; 3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени; 4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; 5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней; 6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; 7) вести предвыборную агитацию среди избирателей; 8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
Внесены изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Иноагентам запрещено участвовать в выборах.
Речь идет о проведении выборов всех уровней:
- в федеральные органы государственной власти, органы власти регионов,
- органы публичной власти федеральной территории
- органы местного самоуправления.
Закреплено, что кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации, прекратить статус иностранного агента.
Вместе с тем предусматривается, что уже зарегистрированный кандидат не может быть включен в реестр иностранных агентов.
Поправками к числу лиц, которые не могут быть наблюдателями на выборах, отнесены сенаторы РФ, иноагенты и лица, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации. Иностранные наблюдатели смогут наблюдать за подготовкой и проведением выборов только федерального уровня.
Приобретение статуса иноагента, помимо прочего, становится основанием для досрочного прекращения полномочий лиц, замещающих должности в публичных органах власти. Полномочия лица, признанного иностранным агентом на день вступления в силу настоящего закона, будут прекращены досрочно в случае, если указанное лицо в течение 180 дней со дня вступления закона в силу не будет исключено из реестра иностранных агентов.
Кроме этого, внесенными изменениями во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 7 июня 2023 года N 31-П уточняется порядок регистрации списков кандидатов на выборы - теперь за ошибки и опечатки в списке в отношении конкретного кандидата из списка будут исключать только этого кандидата.
Внесении изменения в статью 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установлена административная ответственность ресурсоснабжающих организаций за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
За данное правонарушение предусматривается предупреждение или наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
- на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.
В случае его повторного совершения размеры штрафов составят:
- для должностных лиц - от 10 тыс. до 30 тыс. рублей;
- для юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будут нести административную ответственность как юридические лица.
Бесплатные переводы самому себе
Согласно Решению Совета директоров Банка России от 22.12.2023 Утверждены и вводятся в действие с 1 мая 2024 года следующие изменения.
Физические лица без комиссии могут переводить средства в рублях между своими счетами в разных банках, а также с банковского счета на специальный счет оператора финансовой платформы.
Общая сумма бесплатных переводов в месяц не более 30 млн рублей.
Новый закон не распространяется:
- на переводы с помощью платежных карт по правилам выпустивших их платежных систем (переводы по номеру карты);
- на переводы, которые клиент совершает в отделении банка.
О новшествах банки обязаны проинформировать на своем сайте, в мобильном приложении, в местах оказания услуг. Кроме того, банк должен предупредить клиентов, решивших сделать перевод в отделении банка, о возможности бесплатно перевести средства онлайн.
Центральный Банк РФ разъяснил:
- лимит переводов распространяется на все счета физического лица в совокупности, а не на каждый счет в отдельности;
- банк вправе установить дополнительные требования к реквизитам перевода;
- сотрудник банка, к которому клиент обратился для совершения перевода самому себе, должен убедиться, что тот знает о бесплатных онлайн-переводах.
Центральный Банк РФ отразил новый лимит в решении о комиссиях за переводы через Систему Быстрых Платежей. При этом общий размер бесплатных переводов между разными физическими лицами прежний — 100 000 рублей в месяц.
Новые изменения в трудовом законодательстве в 2024 году
Федеральным законом «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» от 14.02.2024 №12-ФЗ была принята новая редакция Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (далее – ТК РФ).
1. Изменения были внесены в ч.4 ст.261 ТК РФ. Ранее расторжение трудового договора с одинокой матерью по инициативе работодателя не допускалось в случае, если одинокая мать воспитывает ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка – в возрасте до четырнадцати лет.
В новой редакции возраст ребенка увеличен. В настоящее время расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или ребенка в возрасте до шестнадцати лет.
Таким образом, работодателю необходимо обращать внимание на то, что увольнение одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до шестнадцати лет, может повлечь нарушение трудового законодательства и его дальнейшее привлечение к установленной законом ответственности.
2. Изменения были внесены в ст.256 ТК РФ.
Согласно внесенным изменениям с 1 января 2024 года право на получение пособия по уходу за ребенком будет сохраняться у родителей и иных родственников даже в случае выхода их на работу до достижения ребенком 1,5 лет. Пособие можно будет получать и в период работы в течение отпуска у другого работодателя.
Право на пособие будет сохраняться не только при работе на условиях неполного рабочего дня или работе на дому, но и при дистанционном формате, а также при выходе на полный рабочий день.
Переведенные мошенникам средства можно вернуть
25.07.2024 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2023 N 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе», предусматривающий дополнительные меры защиты граждан от дистанционных мошенников.
Теперь банки и платежные системы обязаны проверять подозрительные транзакции и приостанавливать явно мошеннические операции на два дня, даже если имеется согласие клиента.
Оператор по переводу денежных средств будет обязан проверить наличие признаков перевода без добровольного согласия клиента, то есть либо без согласия или с согласия, которое получено под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием. Банк обязан осуществить такую проверку до момента списания.
При наличии признаков перевода без добровольного согласия клиента оператор должен приостанавливать прием к исполнению распоряжения клиента на 2 дня. В случае если операция с использованием платежных карт или путем перевода электронных денег — отказать в выполнении операции.
Более того, деньги, отправленные на счета злоумышленников, которые внесены в специальную базу данных Банка России, будут возвращать клиентам в течение 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего.
Как изменилось пенсионное законодательство в июле 2024 года?
С 01.07.2024 накопительную пенсию можно получить одной суммой при условии, что расчетный размер составляет менее 10% от прожиточного минимума пенсионера. Прожиточный минимум пенсионера в 2024 году составляет 13 290 рублей. Для единовременного получения накопительной части расчетный размер должен быть меньше 1329 рублей. Ранее единовременное получение было возможно, если расчетный размер выплат составлял 5% и менее от суммы страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты) и величины накопительной пенсии, которая рассчитывается на день установления накопительной пенсии.
Также с 01.07.2024 начнет производиться информирование граждан о величине пенсионных накоплений, которые хранятся у них в негосударственных пенсионных фондах. При этом предусматривается два способа информирования: через личный кабинет на Портале Госуслуг или при посещении клиентской службы Социального фонда РФ. Нововведение касается мужчин от 45 лет и женщин от 40 лет. Периодичность информирования составит один раз в три года. Первое информирование граждан, формирующих пенсионные накопления в негосударственных пенсионных фондах, Социальный фонд России проведет с 1 июля по 31 декабря 2024 в отношении мужчин 1979 года рождения и старше и женщин 1984 года рождения и старше.